Школа Григоровича
НЕмашинное обучение.
Как стать композитором без консерватории?
История Игоря Лабутина
В последнее время ко мне всё чаще обращаются люди немузыкальных профессий - программисты, айтишники, аналитики, исследователи в области IT, эксперты, работающие с машинным обучением.

Я обратил внимание, что для таких людей очень важна творческая составляющая. Им хочется творить, креативить.

И нестандартный подход, нестандартное мышление, вместе с алгоритмами и системой — это как раз то, что объединяет сферу IT-технологий и сочинения музыки.

Именно среди экспертов этой сферы я обнаруживаю для себя все больше и больше талантливых творческих людей.

Сегодня, я расскажу вам об одном таком целеустремленном человеке!
Игорь Лабутин — исследователь в области машинного обучения (ML-researcher), а теперь настоящий композитор (но об этом позже).

Надо сказать, что Игорь рос в музыкальной семье, его мама преподаватель в музыкальной школе, часто пела и импровизировала, а когда готовилась к урокам, играла классические и эстрадные произведения. Музыкальная атмосфера окружала его с ранних лет.

Игорю это было интересно, но своевременно пойти в музыку он не решился, потому что ему казалось, что обучение займет очень много времени.

С начальной школы он очень увлекся математикой и программированием, а позже, всё время занимала очень интересная и насыщенная учеба в университете, и музыка отошла на второй план...
Своевременно пойти в музыку Игорь не решился — были другие интересы, и ему казалось, что обучение займет много времени...
Для меня Игорь — человек-максималист. Если он за что-то берется, ему нужно, чтобы это было доведено до максимально точного, яркого и хорошего результата. Поэтому, может быть, это его и останавливало в ранние годы и в юности всерьез заняться музыкой.

Однако же, желание сочинять его преследовало в течении всей жизни и не отпускало.

На протяжении 20 лет он всё хотел начать заниматься музыкой.
Да, он занимался самостоятельно на фортепиано, что-то у него получалось, играл даже какие-то классические произведения, но по композиции у него возник тот же самый вопрос, что возникает у ребят из немузыкальных профессий — а с чего начать сочинение, как вообще сочинять?

Игоря не покидала идея того, что он хочет не просто играть чужое, а создавать своё.
Он точно знал, что он хочет стать композитором, хочет сочинять, но не знал, где этому можно обучиться — поэтому искал возможности и варианты.
Он понял, что хочет сочинять, но где этому обучают?
Что первое приходит в голову? Погуглить!

Конечно, он начал искать курсы по композиторскому образованию, но ничего толкового не нашел, потому что это либо было связано с техническими моментами, либо же это все очень размазано, размыто и больше относилось к сонграйтингу, к работе с текстами, а не к сочинению музыки.

Игорь любил музыку, которая может вызывать эмоцию — рок, эстрадные направления, но хотел развиваться в направлении классического сочинения, для акустических инструментов, сочинять музыку для кино.
Игорь искал курсы, но находил лишь прикладные (про технику, софт, тексты), которые не давали основу для сочинения.
После безрезультатных поисков, Игорь обратился к Антону Танонову — главе кафедры специальной композиции в Санкт-Петербургской Консерватории.
Антон Танонов — композитор, глава Санкт-Петербургской Композиторской Школы.
Игорь обратился с вопросом, есть ли какие-то возможности заочного обучения в консерватории, а то поступать на первый курс уже поздновато, (да и практически невозможно, для этого нужно специальное образование), или варианты частного преподавания?

Танонов ему сказал, что если вы совсем с нуля, то вам в консерватории не помогут. Более того, он добавил, что то, что ему дадут в консерватории, в случае с Игорем может только помешать, забьет голову тонной информации, а до сочинения дело не дойдет, либо это займет огромное количество времени.
«...Если вы с нуля, в консерватории вам не помогут, и эти знания могут даже помешать, а до сочинения дела не дойдет...»
Антон Танонов — это мой наставник, у которого я учился в консерватории с 2011 по 2016 год, и он знает, что у меня есть школа музыки, и авторская методика преподавания композиции, импровизации, аранжировки.
Антон Танонов и Евгений Григорович на совместном эфире «Путь композитора» (2021г.)
Он отправил Игоря ко мне, сказав дословно: «если вам нужен буст в композиции и у вас недостаточно базы, то это к Жене Григоровичу».
«Если вам нужен буст в композиции и у вас недостаточно базы, то это к Жене Григоровичу»
— Антон Танонов, глава кафедры специальной композиции СПбГК.
После этого, Игорь мне написал, мы созвонились. Я послушал его, дал тренировочные задания, и убедился в том, что он музыкальный и тонко чувствует эмоцию в музыке.

Я увидел в нём настрой на результат, что очень важно для композитора.
На концерте-встрече Школы Григоровича (ноябрь, 2021г)
И что меня сразу впечатлило, это его умение составлять короткие, компактные, но очень яркие выразительные темы, мелодии.

У многих людей, которые занимаются «технической» работой, программированием, IT — внутри много креатива и творческого потенциала. Всё, что нужно — это достать, проявить и направить в нужное русло!
Процесс. На одном из онлайн занятий.
Для начала, я предложил ему не просто сочинять какие-то эскизы и наброски, а сразу перейти к созданию определенных форм в музыке, к созданию композиции с выстроенной формой, драматургией, сочиняя музыку под кадр, под сюжет, под картинку, под видеоряд.

А наш второй вектор — это освоение разных составов акустических инструментов.
Игорю удавалось сочинять маленькие наброски, интересные мелодии, поэтому наши основные задачи были освоить форму и драматургию, инструментовку (аранжировку) и создание стиля.
Я предложил ему не просто сочинять эскизы, а сразу переходить к созданию композиций с драматургией и формой, плюс осваивать разные инструменты, включая рок-направления.
Мы подавались на разные конкурсы, в том числе по кинокомпозиции.
Среди них есть довольно серьезные конкурсы мирового масштаба, такие как Oticons Faculty.
На записи фортепианной композиции для конкурса (студия Григоровича)
Игорь принялся осваивать сочинение киномузыки разных видов и направлений — эпика, сочинение выразительных мелодичных саундтреков, сочинение музыки для психологических триллеров и мелодрам, минимализм.

Плюс, мы разбирали использование акустических инструментов в разных составах, их возможности и предназначение в разных жанрах академической музыки.
По итогу, спустя год обучения, Игорь написал большую развернутую композицию для симфонического оркестра:
«The views for orchestra» (demo)
Композитор Игорь Лабутин
Мы отправили эту композицию на несколько конкурсов, поэтому вы слушаете демоверсию, но надеюсь, что в скором времени будет живое исполнение оркестром!
За время обучения я обратил внимание, что Игорю хорошо дается сочинять небольшие яркие темы, но что с ними делать дальше — он не знал.

Поэтому, я сделал упор в программе на развитие идеи.
Ведь, одними идеями сыт не будешь, и чтобы они не остались пылиться в столе, нужно учиться направлять идеи в полноценное сочинение!
Как отбирать идеи, оформлять, и развивать до музыкальной формы — я рассказываю в «Формуле Сочинения Музыки», без нот, занудства и знаний софта.
Да, пришлось отказываться от большого количества тематизма для одного сочинения.

Мы цеплялись за одну конкретную мысль и развивали ее до уровня большого развернутого сочинения. Стали пробовать «многочастные» композиции (композиции, состоящие из нескольких частей, как, например, сюита), чтобы в каждой части была своя тема, но она была развернута и доведена до ума, доведена до определенной формы.
К примеру, сюита для струнного квартета уже записана и исполнена именитым петербургским коллективом «Ауэрквартет».

String Quartet No. 1 performed by Auer Quartet

Igor Labutin, 2022

Как я уже сказал, мы с Игорем стали пробовать и другие формы работы и другие направления в сочинении музыки. Это была не только академическая музыка сегодняшнего дня, но и совмещение разных стилей.

Даже уже в предыдущей сюите заметно, что у него появилось мышление сочетания разных музыкальных направлений, идей и даже эпох.
Когда мы освоили с Игорем направление киномузыки, выяснилось, что он очень тонко чувствует время, пространство в музыке. И здесь нам на помощь пришел стиль «минимализм», благодаря которому удалось проявить еще одну сторону Игоря, умение погружать слушателя в определенное состояние, практически медитация, причем, объединяя это с элементами фольклора, элементами этнической музыки.

Сочинение «Circle No.1» Игоря Лабутина является как раз ярким примером такого направления:

«Circle No. 1» — Igor Labutin

Игорь также заинтересовался эстрадной музыкой и вместе мы решили освоить рок-направление, изучив создание грува в композиции, аранжировку для бэнда и взаимодействие акустических и электронных тембров. За время обучения он преуспел и здесь! И сейчас продолжает активно развиваться в эстрадном направлении.
На момент написания этой истории (март '23г) Игорь уже завершил личную работу со мной, но его композиторский путь только начинается. Ведь впереди очень много новых идей, которые он воплотит в новых проектах, совместно с режиссерами, художниками, музыкантами (с многими из которых Игорь познакомился в ходе обучения).
Что самое главное, Игорь Лабутин теперь умеет сочинять музыку разных стилей под разные задачи — и под кадр, и для рок-бенда, и для разного состава акустических инструментов.
Важнейший навык успешного композитора сегодня — это универсальность, умение работать в разных направлениях и жанрах, потому что никогда не знаешь, с какой стороны и откуда прилетит заказ.
— Евгений Григорович, композитор, наставник
Игорь Лабутин — это очень яркое доказательство того, что если у тебя есть желание создавать музыку и стать серьезным профессиональным автором, умеющим работать в разных направлениях, то здесь нет никаких преград!
Даже если у вас нет базы, или ваша основная специальность ни разу не творческая, или даже если вам 30-40-50 лет, неважно…

Идите по определенному вектору, по алгоритму сочинения музыки, направленному на работу с идеей, с момента ее вынашивания до момента ее формирования в полноценное сочинение, и всё получится!
Как раз-таки это Игорю Лабутину уже удалось, и я очень надеюсь, что мой алгоритм поможет организовать и ваш подход к созданию музыки, который я детально рассматриваю в Формуле Сочинения Музыки.
Сделайте и вы первый шаг к созданию шедевра музыкальной композиции!
Не стесняйтесь писать мне в Телеграме — я с удовольствием подскажу или направлю, чтобы у вас всё получилось!

Если пока спросить не о чем — подпишитесь на тг-канал и ютуб, где я делюсь ценными материалами, провожу эфиры и показываю будни современного композитора.

Занимайтесь музыкой в удовольствие!❤️

Евгений Григорович
Композитор, импровизатор
Смотрите также:
Made on
Tilda