Школа Григоровича
Из глубинки КНР —
в топовую консерваторию мира?
Миссия выполнима!
История Джинсона и Жуоран
Эта история началась с того, что с 2018 по 2019 год меня отправили из Санкт-Петербургской консерватории в Харбин (КНР) повышать уровень мастерства композиторов Китая.
Там я стал преподавать в новой Харбинской консерватории, и обучать мне приходилось не только студентов, но и самих преподавателей, потому что музыкальный уровень был довольно низкий.
Честно говоря, о том, как сочинять, в Харбине не имели ни малейшего представления — учили не композиции, не творческому подходу, а стилизации, учили копировать неактуальные стили, которые исчерпали себя в музыке.
В Харбинской консерватории пытались научить студентов писать как Гайдн, Моцарт, Бетховен, но это невозможно, изучая лишь какие-то общие принципы.
Некоторые мои студенты, 2019г
Эта стилистика и сегодня приятна слушателю, но новый композитор с новым взглядом на мир, с современным мировоззрением и нынешней реальностью не может мыслить исключительно мерками прошлого. Именно здесь уже и происходит ошибка в преподавании.
Новый композитор не может мыслить исключительно мерками прошлого. Именно здесь и происходит ошибка в преподавании.
А таким подходом, к сожалению, увлекаются не только в Харбинской консерватории.
Это то, с чего обычно начинают сочинять люди, которые только-только поняли, что хотят создавать своё в классической музыке, но не имеют представления, как это можно делать.
Так вот, в Харбинской консерватории мне сразу достались студенты выпускного курса, им нужно было писать сочинения для большого симфонического оркестра.
Мне предстояло обучить их за год оркестровому мышлению, а у них даже не было понимания, что и как может сыграть тот или иной инструмент.
Работы было много, она была совершенно особенная. Отчасти, преподавание в Харбинской консерватории помогло мне найти подход к людям, у которых не так много музыкальной базы за плечами.
C моими первыми выпускниками Харбинской консерватории после первого года преподавания.
Так началась история наших студентов из Харбинской консерватории: Жуоран Ян и Джинсон Тэн.
Это — пара молодых ребят, в прямом смысле «пара», потому что двигаются вместе не только в творчестве, но и в жизни, хотя изначально их пути немного разные.
Жуоран Ян (Zhuoran Yang) — девушка, которая поступила ко мне на первый курс в Харбинскую консерваторию в 2018-м, обучалась у меня полтора года, пока я не уехал обратно в Петербург в конце 2019.
Представляю Жуоран Ян на первом фестивале современной музыки в Харбине, организованным при поддержке Steinway & Sons
А с Джинсоном (Jingsong Teng) я вообще не занимался в стенах Харбинской консерватории, потому что он учился не на композитора, а на дирижера хора.
Jingsong Teng
Как-то раз он встретил меня в коридоре с немного напуганными глазами и объяснил, что он здесь не на своем месте, очень хочет сочинять, но его не пускают, не дают возможности обучаться чему-то, кроме своей специальности.
Ему говорили: если ты дирижируешь хором, как ты можешь сочинять?
Джинсон попросился посещать мои занятия в Харбинской консерватории вольным слушателем. Когда я посмотрел его первые работы, понял, что у него есть предрасположенность к творчеству, креативу, он тонко и индивидуально чувствует музыку. И, конечно, разрешил ему присутствовать на моих лекциях.
Потом Джинсон Тэн стал засыпать меня своими идеями по композиции.
Позже, когда я переехал обратно в Санкт-Петербург, ребята связались со мной и попросили продолжать заниматься у меня онлайн. В тот момент, кстати говоря, и образовалась Школа Григоровича, и я уже активно практиковал такой подход дистанционного обучения.
Почему Джинсон Тэн и Жуоран Ян обратились ко мне?
Хоть они и учились в высшем музыкальном заведении, где, казалось бы, преподают все нужные для композитора дисциплины, формат обучения, который использовали в Харбинской консерватории, был больше про стилизацию, чем про сочинение музыки.

Этот подход неактуален и нацелен больше не на написание музыки, а скорее на ее копирование. Ребятам такой подход не понравился.
И здесь дело даже не в том, что Харбинская консерватория - новая, и уровень образования у композиторов там не такой высокий. Причина - в самом формате и направлении образования.
Джинсон Тэн и Жуоран Ян - вежливые, талантливые и энергичные ребята. Они очень увлечены музыкой. Хотя у них не было достаточной базы для композитора, я заметил их энтузиазм и постарался помочь на первых, самых важных этапах.
Посещая мои лекции, ребята поняли, что хотят больше творчества и практики, больше результатов, авторских сочинений, исполнений и проектов. Именно поэтому они и обратились ко мне, даже после моего возвращения в Россию.
Плюс, они ставили себе амбициозную цель - сделать «композицию» своей профессией. Я осознавал: как педагог, я должен помочь им научиться сочинять и продвигаться в профессиональном плане, заложить первый кирпичик в их карьере композитора.
И моей задачей стало вырастить из ребят профессионалов, настоящих авторов.
Конечно, я уже обучал композиции студентов из Санкт-Петербургской консерватории или Веймарской академии Германии. Но здесь, понимая, что у ребят не хватает знаний в теории музыки, гармонии, оркестровке, я решил использовать другой подход.
Мы выбрали формат, где мы не только проводим лекции о всевозможных техниках композиции, а сочиняем, сразу практикуемся, учимся на своих сочинениях.
Ребята делятся со мной своими эскизами, набросками. Я отсматриваю их идеи, предлагаю варианты, направляю, основываясь на том, что им самим отзывается. Мы определяем, какие навыки нужны для реализации этих идей в сочинениях и оттачиваем их, изучая все необходимое по пути.
Процесс. Во время онлайн-занятия.
А затем, когда сочинение готово - участвуем в международных конкурсах по композиции. У каждого конкурса есть дедлайн. Это помогает организовать процесс и сделать его более результативным.
Я никогда не ставил никаких ограничений на уровень конкурсов, чтобы ребята могли пробовать свои силы и постоянно получать новый опыт. Во-первых, нет ничего невозможного. А-во вторых, не только выигрыш открывает композитору путь.
Каждый проект — это возможность получить новые навыки, практику и знакомства в профессиональной композиторской среде.
Более того, участие в конкурсах дает еще одно важное преимущество - помогает композитору сформировать не только привычку сочинения, но и умение работать по заданным задачам и организовывать свой график.
Ведь, каждый конкурс имеет свои требования: где-то нужно использовать только заданный состав акустических инструментов, где-то вообще нужно ограничиться соло. Есть конкурсы исключительно электронной, или электроакустической музыки. Ну и, конечно, часто основной задачей для участников конкурса является сочинение под определенный сюжет, видеоряд, или текст.
Согласитесь, даже без победы, это все расширяет репертуар и развивает навыки сочинения музыки под заказ, способствуя профессиональному становлению автора, его востребованности в будущем.
Мы начали личную работу с 2019 года и продолжаем по сей день
Молодые люди, кстати, параллельно учились в Харбинской консерватории, но это обучение, как они сами говорили, было больше для галочки, чем для их творческого развития.
За время обучения ребята поучаствовали во многих конкурсах и международного масштаба, и даже в некоторых из них вышли в финал, как например, в международном конкурсе молодых музыкантов в Гонконге 2021.
Более того, Жуоран Ян заняла призовое место на международном конкурсе Прокофьева, который проходил в Первом Московском колледже музыки.
И, самое главное, что мы поставили себе в задачи, и чего нам удалось добиться - это исполнение их музыки на разных проектах, не только внутри КНР, но и за границей.
Коллективы Санкт-Петербурга тоже стали браться за исполнение музыки юных китайских авторов, причём, с большим интересом, потому что она не совсем традиционная, не типичная для русской сцены, но эффектная и впечатляющая.
Один из примеров такой китайско-русской музыкальной коллаборации — это исполнение сочинений Жуоран Ян и Джинсон Тэн царскосельским государственным хором «Петербургские серенады» под управлением Егора Лосева.
За время обучения мы освоили разные техники сочинения, как традиционные, так и современные. Более того, как начинающим современным авторам, ребятам было важно создавать своё в музыке, экспериментировать, чтобы впоследствии оставить свой след в музыкальной истории.
Джинсон Тэн, например, пробует объединять живую акустику с музыкой, программируемой на компьютере. Мы живем во времена активно прогрессирующего машинного создания музыки. Поэтому, концепция Джинсона очень важна сегодня, так как позволяет популяризировать оба этих направления равноправно.

Дуэт компьютера и фортепиано — сочинение, которое высоко оценили в консерватории в Гааге.

Performer: Jingsong Teng, 2022

В свою очередь, Жуоран Ян тоже начала создавать музыку в авторской стилистике!
В одном из ее сочинений «Lost with Wings» для ансамбля флейт и скрипки она попробовала изобразить в музыке звучание природы, леса, пение птиц. Именно поэтому можно отнести такой эксперимент к направлению «символизм» в музыке.
Конечно, набор инструментов здесь уникальный, поэтому мы специально собрали состав с лучшими солистами ведущих коллективов Петербурга и записали ее композицию:
Я всегда стараюсь со своими учениками не просто довести сочинение до ума, а добиться его реализации, то есть - организовать исполнение. Это крайне важно. Во-первых, композитор слышит итоговый результат того, что когда-то было лишь в набросках и это его подпитывает, мотивирует творить дальше. «Значит все это было не зря» - думает он. Во-вторых, каждое исполнение делает автора опытнее, дает понимание, как вообще стоит нотировать свои идеи, что получается хорошо, а отчего стоит отказаться. Да и вообще, взаимодействие композитора с музыкантами очень полезно, потому что композитор получает хорошую дозу обучения, в процессе репетиций, изучения материала, он видит, как его идеи реализуются.
Живое исполнение музыки — хорошая проверка для композитора.
Тень сомнений...
Недавно, Джинсон сомневался по поводу записи одного своего сочинения - а нужно ли?
Но, я настоял на этом и пообещал, что результат будет колоссальный, надо лишь увеличить продолжительность композиции за счет повторения разделов.
Я видел, что сам материал предполагает «медитативное звучание», в него нужно более глубоко погрузиться. Это можно сделать именно за счет увеличения количества повторов.
Он доверился мне, и из 4-минутной композиция превратилась в 13-минутную прямо в момент самой записи!

«Isolated Landscape». Исполнено блестящими музыкантами из Санкт-Петербурга Иваном Александровым и Татьяной Козуб.

С одной стороны, это сочинение для тех, кто любит академическую музыку, но даже те, кто не слушает такой жанр, могут насладиться этой музыкой и «улететь с ней в космос».

Более того, это сочинение получилось довольно театральным и даже в какой-то мере кинематографичным.
Сейчас Джинсон считает это одной из его лучших работ.
Первые шаги к мечте
С самого начала нашего обучения, Джинсон и Жуоран повторяли, что хотят вырваться из Китая и поступить на обучение ко мне. На что я им отвечал: я с вами и так занимаюсь, и если вы хотите двигаться дальше, то могу подготовить вас к поступлению в магистратуру/аспирантуру в европейские ВУЗы.
Ребята подали заявки в ведущие европейские музыкальные академии, среди них: консерватории в Копенгагене, Амстердаме, Гааге, Кракове и в Праге.
Поступить туда – это хороший показатель, и далеко не каждый выпускник-бакалавр, даже самых ведущих консерваторий мира, может пройти конкурс на очень небольшое количество мест на «Master of music” в этих учебных заведениях.
Забегая веперед, им это удалось! Правда, не сразу…
Дело в том, что у ребят была очень важная цель — поступить и обучаться вместе, так как они хотели находиться в одном городе.
Но, это была сверхзадача.
Во-первых, ребята из небольшого города с невысоким уровнем композиции, о чем знают все преподаватели и члены комиссии по вступительным экзаменам, это уже влияет на изначальное впечатление.
Более того, мы все с вами знаем, какое количество китайских студентов пробует поступать в европейские ВУЗы, у них свой отдельный конкурс, и пройти удаётся единицам. То есть, поступают сильнейшие.
Ещё одна загвоздка в том, что у Ян Жуоран и Джинсон Тэн, практически одинаковая предыстория, почти близкие стили и направления в творчестве, примерно схожий набор знаний, владеют они одинаковыми техниками, так как оба единовременно учились у меня.
То есть, на вступительных экзаменах, помимо того, что ребятам нужно было проявить себя с лучших сторон, им нужно было доказать вступительной комиссии свою яркость, самобытность, индивидуальность, убедить, что не смотря на то, что они из из одного города, окончили одно и то же учебное заведение, учились у одного и того же педагога, они оба достойны занять эти 2 места для обучения в топовом ВУЗе из того ничтожного количество мест, выделенного иностранцам.
Это было нереально сложно. Я должен вам признаться, честно, ещё ни за кого из своих студентов так сильно никогда не переживал. Я понимал, насколько сильно нужно было этим двум ребятам выбраться из Харбина и продолжить свой композиторский путь на профессиональном уровне в другом городе.
Ведь композиция для ребят — это не просто избранный музыкальный путь. Это ещё то, за что они цепляются, чтобы вырваться за пределы своего города, за пределы своей страны, увидеть мир, проявить себя в этом мире и закрепиться на новом месте, чтобы получить лучшую жизнь.
И для меня это была огромная степень ответственности, чтобы они вдвоем поступили в один вуз.
Поэтому, конечно, мы усиленно готовились. После прохождения вступительных испытаний, ребята попадали в лист ожидания, что в консерваторию в Амстердаме, что в Гааге. Но, в конечном итоге, им обоим удалось пройти в консерваторию Копенгагена с первого раза!
Также, они подали заявление в Краковскую консерваторию, но в Кракове поступление было позже, то есть мы до него просто не добрались, потому что оно проходило уже после того, как ребята поступили в Копенгаген.
Я, честно говоря, подслушивал их экзамен...
Когда у ребят был экзамен, они позвонили мне, и я, с другой стороны трубки, с выключенным микрофоном громко дышал, проживая с ними эти волнительные минуты, которые казалось, целую вечность, пока вопросы у комиссии не кончились.
Вступительный экзамен по композиции в консерватории — это не просто показать, что ты сделал, показать свое сочинение. Это коллоквиум, беседа, в которой ты должен проявить свои знания в истории музыки, сольфеджио, гармонии, оркестровке, во всех музыкальных дисциплинах, которые изучают как раз в консерватории и кстати, в других областях искусства.
Более того, очень важно на таких вступительных экзаменах всегда обозначить, что ты хочешь от обучения в этой стране. Ребятам нужно было доказать, почему выбор пал именно на эту консерваторию, пояснить, что они хотят от обучения, и что они могут дать этой консерватории. Это всё очень важно для приёмной комиссии.
Но, всё срослось благополучно, ребята поступили, и спустя несколько недель ожидания ребятам прислали пригласительные письма на обучение в Royal Danish Conservatory! Они стали «героями» Харбинской консерватории.
В них не верили, а теперь берут автографы
Помню историю, когда они говорили своим преподавателям в Харбинской консерватории, что они поступают в Европу, в зарубежные вузы, над ними немножко подшучивали, посмеивались.
Ребят это очень задевало. Я просил их закрывать глаза на это, не реагировать, оставаться верными своему делу.
Некоторые преподаватели даже хотели ставить невысокие оценки за их выпускные квалификационные работы, чтобы проучить, поставить на место.

Это всё, конечно, очень расшатывало мою систему подготовки и обучения китайских студентов и мешало нашему процессу.
Но, в конечном итоге, всё встало на свои места.
Я знаю, что сейчас в Харбинской консерватории многие с ними фотографируются, берут у них автографы, интервью, интересуются, как вообще им это удалось.
Теперь Ян Жуоран и Джинсон Тэн — нонсенс для Харбинской консерватории!
Ян Жуоран – это первая студентка, кто поступила с композиторского отделения в консерваторию Копенгагена — Royal Danish Conservatory.

А Джинсон Тэн – первый, кто поступил вообще с какого-то другого отделения на композиторское отделение в аспирантуру в международный вуз.
То есть, это двойной парадокс и даже тройной, потому что в консерваторию Копенгагена до этого никто из Харбинской консерватории ни на одно отделение не поступал!

И, как оказалось, всего там было 6 мест, 2 из которых для иностранцев! Вы уже догадались, кто получил эти места?:)
И, конечно, они произвели фурор, стали «звездами» Харбинской консерватории.
Но, это получилось как следствие, конечно. Ребята очень переживали из-за такого отношения к ним и к композиции в их родном городе, они хотели самоутвердиться, и я очень рад, что это получилось естественно, так, как должно быть — за счет их таланта, развитых способностей и целеустремленности.
И, конечно, я искренне горд, что в этом есть заслуга моих напутствий, моего наставничества, вдохновения и уверенности в себе, которыми я старался обеспечить и наполнить моих китайских учеников.
Что им помогает добиваться результатов?
Джинсон Тэн и Жуоран Ян жили в городе, где развитие для сочинения и исполнения музыки ограничено, а переезды по стране дорогие и сложные. Но не смотря на трудности, с которыми они сталкивались и сталкиваются, сегодня Джинсон Тэн и Жуоран Ян продолжают сочинять и не останавливаются. Я очень рад, что мне удается в этом плане их вести и напутствовать, что я помог им найти свое место в сочинении музыки.
Я работаю с ними с большим удовольствием и ценю в них то, что они горят и не перегорают. Не получается выиграть конкурс — пробуют еще. Не получается поступить на «Master of music» в одно учебное заведение — они пробуют в другое.
Только, когда ты ищешь - ты сможешь найти!
Их поиск приводит к успехам и результатам, а я стараюсь направлять в ту сторону, которая подходит им.
Изначально, у них не было никакого опыта в сочинении музыки, но сейчас они имеют победы и призы на международных конкурсах, и их музыка звучит не только в Китае, но и за границей.
Они уже в композиторской тусовке, и их узнают в кругах композиторов академической музыки.
Они теперь студенты не только что открывшейся консерватории в Харбине, где композицией-то толком не пахнет, а аспиранты одной из лучших музыкальных академий мира, где преподают и работают ведущие композиторы.
Теперь, к Жуоран Ян и Джинсон Тэн стали обращаться студенты не только Харбинской консерватории, но и из других городов с просьбой обучить их композиции и тоже подготовить к поступлению в европейские консерватории. Многие поверили в них, в такую возможность и захотели повторить их успех. Сейчас Ян Жуоран обучает композиции студентку из Гон Конга.
Более того, я уже смело пришглашаю их проводить совместные стримы и мастерклассы в мою онлайн школу, чтобы другие тоже последовали за ними, учились на пройденном опыте и вдохновлялись их примером.

Совместный мастер-класс «Взгляды на современную музыку», где мы обсуждаем актуальные подходы к сочинению академической музыки

Путь Джинсон и Жуоран доказывает, что всегда есть вариант для развития, даже если нет очевидной возможности сделать что-то сразу.
Я рад, что ребята зацепились за меня, и я гарантирую им творческий подход, о котором они мечтали, и который их ведет. Это - подход креатива, фантазии, эксперимента. Главное, что это практический подход, а не просто теория.
И вы можете тоже сделать первый шаг к системе сочинения музыки, которая может позволить сочинять быстро, ловко, осознанно, логично и покорять сердца слушателей!
Формула Сочинения Музыки — основа любого начинающего композитора. Узнайте, как находить и оформлять идею + напишите основу для композиции — без нот, занудства и продвинутых знаний софта.
Не стесняйтесь писать мне в Телеграме — я с удовольствием подскажу или направлю, чтобы у вас всё получилось!

Если пока спросить не о чем — подпишитесь на тг-канал и ютуб, где я делюсь ценными материалами, провожу эфиры и показываю будни современного композитора.

Занимайтесь музыкой в удовольствие!❤️

Евгений Григорович
Композитор, импровизатор
Смотрите также:
Made on
Tilda